Вероятностное прогнозирование Выбор метода

Выбрать метод прогнозирования можно оценив три параметра:
  1. Расстояние между отгрузками;
  2. Вариативность продаж;
  3. Классификация спроса.
Расстояние между отгрузками
Среднемесячное расстояние между фактами продаж ADI (Average Demand Interval). К товарам редкого спроса относятся все позиции, для которых ADI больше 1.25 дня.
Вариативность продаж. Коэффициент вариативности спроса CV2
Коэффициент вариативности спроса CV2 (Squared Coefficient of Variation) определяется как отношение среднего отклонения продаж (кол-во в единицах хранения) за месяц к среднему значению продаж за год (для сглаживания возможных всплеском используем усредненные данных за последние 4 года).
Классификация спроса
По расстоянию между отгрузками ADI и коэффициенту вариативности спроса CV2 спрос бывает:
  • Плавным;
  • Нерегулярным;
  • Кусковым;
  • Прерывистым.
Для плавного спроса кроме вероятностного метода так же подходят классические алгоритмы прогнозирования, например:
  1. Прогнозирование предыдущими значениями (Naive – так называемые «наивные методы», по среднему и т.д.);
  2. Экспоненциальное сглаживание (простое и двойное) SES;
  3. Авторегрессия (1 и 2 порядка);
  4. ARIMA (AR + MA);
  5. Метод Хольта-Винтерса.
Для кускового, нерегулярного или прерывистого спроса подходит только вероятностный метод (классические методы прогнозирования не подходят).
Основные принципы вероятностного прогнозирования:
  1. Каждая отдельная продажа независима и случайна;
  2. Случайной является как факт самого события продажи так и в величина отгрузки;
  3. Для более чем 99% товаров события продаж дискретны (то есть фактов продаж немного и величина отгрузки может существенно отличаться от одного события продажи к другому);
  4. В годовом распределении продаж по месяцам существует сезонность, то есть распределение спроса по месяцам не равномерно;
  5. Есть группы товаров (Группы сезонности) которые имеют сходную сезонность;
  6. Есть группы складов (Регионы сезонности) одинаковые товары на которых имеют сходную сезонность.
Вероятностное прогнозирование имеет несколько ограничений:
  1. Примерно для 3% товаров статистики так мало, что не работает даже вероятностный метод;
  2. Примерно для 15% товаров с недостаточной статистикой модель работает с ручным контролем.
Made on
Tilda